Эксперт трансформации
бизнес-модели банка

Позиция банка на пороге цифровой индустрии

Цифровой банк как концепция, предполагающая многофункциональное  взаимодействие цифрового ядра банка  с цифровой  экосистемой клиента  на основе развитых форм ФинТех-технологий, явление банковском бизнесе пока еще редкое. Прорывом сейчас можно считать то, что на данный момент можно насчитать свыше 60 банков в 14 странах, которые, с определенными оговорками и натяжками, можно отнести к цифровым банкам. Каков позиция банка на пороге цифровой индустрии, на фоне глобальных потрясений.

Рынок банковских и финансовых услуг в рамках цифровой индустрии для полного раскрытия ее функциональных возможностей требует наличия абсолютно необходимых для ее функционирования новых специализированных участников, которые сейчас на наших глазах вырастают, как правило, из ФинТех стартапов финансируемых, в основном банками, либо путем трансформации действующих участников банковского и финансового секторов.

Выбор роли банка, его внутренней структуры и организационной формы для практической реализации трансформации бизнес-модели банка в цифру, в рамках цифровой бизнес-индустрии, является главной стратегической задачей финансовых структур, которые хотят остаться на плаву.

Решение этой задачи поможет направить усилия банка по внедрению ФинТех в нужное русло и избежать нерациональных затрат на цифровую трансформацию во всех направлениях деятельности организации.

Правильный выбор роли банка в цифровой индустрии позволяет определить в итоге  новые возможности для формирования конкурентных преимуществ и сосредоточить свои основные усилия на ключевых направлениях трансформации.

Роль банка, его внутренняя структура представляет собой описание той функции, которую банк (или его подразделение) может выполнять в модульной цифровой экосистеме клиента в качестве:

Агрегаторы спроса: обеспечивают комплексное обслуживание клиентов, ориентированное на удовлетворение потребностей и решение их задач (создание VALUE  для клиента).

Уникальный и качественно новый подход к работе с клиентами, построенный на понимании клиента и его индивидуальных потребностей. Изучение  комплекса индивидуальных услуг для клиента, обладающих особой ценностью  (VALUE) для клиента в нужном месте в нужный час на основе поведенческих исследований клиента, например, в соцсетях.

  • Поставщики компонентов: непосредственно создают продукты, которые легко интегрируются в различные форматы обслуживания клиентов, как в своей отрасли, так и за ее пределами. Создание модульных коммодизированных продуктов, с возможностью максимально простой интеграции  в системы различных агрегаторов спроса. Создание банков монолайнеров, нишевых игроков и подсоединение их к платформе через API.
  • Платформы: обеспечивают условия для взаимодействия участников различных цифровых экосистем и выступают в качестве посредников между ними. Координация взаимодействия с партнерами  для удовлетворения максимального спектра потребностей клиента. Развитие партнерской экосистемы. API с открытой архитектурой для упрощенного процесса интеграции коммодизированных продуктов и услуг в платформу.

У банка на пороге цифровой индустрии все еще есть выбор позиции, которая будет стратегически определять его структуру, роль и функции в цифрой финансовой и банковской экосистеме. При этом нужно быть готовым перейти от парадигмы «владельца» к парадигме «пользования» и «партнерства» — от централизации к системной интеграции банковского бизнеса.